Юрий Непринцев — художник человеческого подвига.
О художнике
Искусство всегда стремится отразить истину, сохранить память о времени, людях и чувствах. Творчество Юрия Михайловича Непринцева стало именно таким живым свидетельством эпохи: через его полотна открывается мир, в котором героизм соседствует с болью, а подвиг — с тихой человечностью.
Юрий Непринцев родился в Тифлисе, в 1909 году, и рано проявил интерес к живописи. Образование получил в Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры, где учился в мастерской Исаака Бродского — одного из крупнейших реалистов своего времени. Талантливый ученик впитал традиции академической школы, но при этом сформировал свой неповторимый живописный язык.
Темы произведений
Судьбоносной для художника стала Великая Отечественная война. В годы боевых действий он работал фронтовым художником, был очевидцем тех событий, которые позже нашли отражение в его картинах, которые поражают не героическим пафосом, а удивительной искренностью и теплотой. Эти произведения по праву считаются классикой, хрестоматийными примерами жанровой военной живописи.
Темы солдатского быта, единства фронта и тыла, человеческого лица войны проходят через многие работы Непринцева. Он не стремился идеализировать, но и не позволял себе равнодушия. Главной особенностью творчества мастера является его искреннее стремление показать настоящего человека. Его герои — это реальные люди, с усталостью в глазах, но с непоколебимой стойкостью духа.
Даже в многофигурных композициях Юрию Михайловичу удавалось передать индивидуальность каждого человека. Он не писал «обобщённого солдата», а стремился к психологической достоверности – это сближает его работы со зрителем.
Послевоенное время
В послевоенное время художник преподавал в Академии художеств, был академиком и народным художником СССР. В это время Юрий Михайлович напряженно работал. Было создано более 300 полотен. В 1960-х годах он выпустил серию офортов под общим названием «Ленинградцы» (авторское название «Рассказы о ленинградцах»). Сюда вошло семнадцать графических листов, связанных общей темой. Восемь работ этой серии хранится и в фондах Музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых области Абай.
Это такие произведения, как «Сентябрь 1941 г.», «Октябрь 1941 г.», «Ноябрь 1941 г.», «Январь 1942 г.», «Апрель 1942 г.», «Май 1942 г.», «Весна 1943 г.», «Декабрь 1945 г.».
О работе над этой серией художник писал: «Мне, как свидетелю, в своё время делавшему целый ряд зарисовок и эскизов на эту тему, захотелось правдиво донести эти события до людей, которые, может быть, после нас будут этим интересоваться. Мне казалось, что сделать это — мой гражданский долг, пока я могу ещё что-то сделать, используя материал, который у меня накопился…».
В каждом из этих листов зрители до сих пор ощущают время и драматизм событий блокадной поры, внутреннюю эмоциональную напряжённость, холод, бомбёжки. Они продолжают волновать зрителей, напоминая о главном — о человеческом достоинстве, о памяти, о мире, за который была заплачена высокая цена.
В год 80-летия Великой Победы картины Юрия Непринцева звучат особенно сильно. Его творчество — это голос времени, который не теряет актуальности. Это правда, переданная через кисть, и глубокая благодарность тем, кто прошёл войну и остался человеком.