К 85 летнему юбилею Бейсекенова Румхана Смаиловича
В этом году 14 февраля исполняется 85 лет нашему земляку художнику Бейсекенову Румхану Смаиловичу.
Рисованием будущий мастер увлекся еще в детстве. Восемь лет он посещал свой «второй дом» — кружок рисования в Доме пионеров, где его учителями были В.И. Межинская, П. Т. Мельников, В. Н. Занарин. Это и повлияло на выбор будущей профессии – с 1957 по 1962 год Румхан Смаилович учится в Алма-Атинском художественном училище имени Н.В.Гоголя. Позже он получил высшее образование, закончив художественно-графический факультет Омского государственного педагогического института (1969-1974). Всю свою жизнь Бейсекенов занимался педагогической деятельностью в городских школах, в техникумах (политехническом и легкой промышленности), в Семипалатинском педагогическом институте, в колледже СГУ им. Шакарима.
Помимо преподавательской деятельности, Румхан Смаилович активно занимался и творчеством. Среди его работ картины на исторические, революционные темы, пейзажи, портреты, натюрморты. В 1975 году художник участвовал в Алма-Ате на республиканской выставке «Всегда начеку», посвященной 55 годовщине советской милиции. В 2008 году была персональная выставка в Литературно-мемориальном музее Ф.М. Достоевского, в 2009 году он участник областной выставки в Усть-Каменогорске, выставки «Пленэр-2010», посвященной 25-летию музея имени семьи Невзоровых в Семее, а в 2012 году состоялась персональная выставка в музее изобразительных искусств имени семьи Невзоровых.
Образованный, начитанный, Румхан Смаилович всегда увлекался историей родного края, и это отразилось на его творчестве. Большая часть работ представляет серию «Старый Семипалатинск». Всем известно, что в дореволюционном городе действовало множество церквей и мечетей, которых в последующие годы постигла участь разрушения. На основе архивных документов и фотографий автор не только художественно воссоздает облик утраченных сооружений, но и всегда передает дух времени, вводя в архитектурные пейзажи фигуры горожан, повозки и прочий антураж.
В произведениях Бейсекенова также можно заметить интерес к истории родной страны, к ее культурному наследию. В 2000-е годы, в технике акварели, художник изображает самые яркие моменты из народной казахской легенды «Енлик-Кебек»: поэмы «Айтыс», «Поединок», «Суд биев», «Казнь». Общая синевато-серая гамма акварелей передает трагизм сюжета легенды.
Великолепны пейзажи, созданные художником во время путешествий по Красноярскому краю: «Деревянное зодчество», «Зима в деревне». Во время поездки в Жангиз-Тобе, Румхан Смаилович выполнил серию «Сельский труд». Улочки поселка, трудовые будни жителей – все это запечатлено в работах автора. Для зрителей, неравнодушных к культуре и истории родного края, будут всегда интересны призведения Румхана Бейсекенова. Они стали неотъемлемой частью культурного наследия нашего края.