Николай Петрович Богданов-Бельский. Портрет супругов Вельц
В фондах музея хранятся работы известного русского живописца Николая Петровича Богданова-Бельского (1868-1945) – два парных «Портрета супругов Вельц» 1903. И хотя мастер больше известен как автор бытовых картин, к примеру, широко известны его «Устный счет». (1895), «У дверей школы» (1897), «Сочинение»(1903), период 1900-х, к которому относятся и музейные работы, отмечен появлением в его творчестве салонного портрета. Официальные, исполненные по европейской схеме, музейные портреты выполнены в одной сдержанной цветовой гамме, где красный, белый и чёрный цвета придают им торжественность и парадность.
Франц Августинович Вельц — известный предприниматель. В 1869 году 15-тилетним мальчиком вместе с братом был принят служащим в Петербургскую торговую фирму, основанную в 1830-х годах датчанином Г.И. Паллизеном в виде предприятия по торговле мелом. В 1881 году Вельц возглавил фирму. В 1898 году фирма преобразована в товарищество Торговый дом «А. Вельц» (по имени племянника Ф.А. Вельца). К 1914 году обороты фирмы превысили 5 млн. рублей. Торговый дом осуществлял посредническую торговлю товарами производственного назначения для промышленных предприятий России.
Портрет Франца Вельца отмечен простотой композиции, благородной сдержанностью колорита, осязаемостью деталей. Сдвинутые брови и сосредоточенно устремленный взгляд подчеркивают работу мысли. Перед нами предстает человек решительный, независимый и собранный.
Художник так же мастерски раскрывает внутренний мир и характер сидящей в кресле супруги Франца Вельц. Настороженный взгляд, осанка, сложенные на коленях руки, завершающие композицию портрета, демонстрируют властную и далеко не миролюбивую даму. Христина Яковлевна явно позирует художнику. Овальное лицо с высоким лбом и выступающим подбородком говорит о твердости ее характера. Художник с особым вниманием прописывает детали одежды портретируемых: черное бархатное платье с белым кружевным воротником и манжетами, веер в руках дамы; запонки, цепочку, пуговицы, кольцо у супруга. Основательность школы, острое портретное чутье воплощены в этих заказных, но очень добросовестно выполненных портретах.
Николай Петрович Богданов-Бельский окончил школу С.А. Рачинского и иконописную мастерскую при Троице-Сергиевской лавре. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1884-89) у В.Д. Поленова, В.Е. Маковского, И.М. Прянишникова. Занимался в мастерской И.Е. Репина, а также у Ф. Кормона и Ф. Коларосси в Париже. Академик, действительный член ИАХ (1914), член ТПХВ (с 1895). Его работы экспонировались в Париже (1900), Нью-Йорке (1924) и других городах.