Spread the love

К 190-летию со дня рождения

Его имя прочно связано с развитием казахской научной мысли, этнографии, востоковедения. Шокан Валиханов (1835–1865) – выдающаяся личность в истории казахской культуры и науки.

Валиханов родился в ноябре 1835 года в крепости Кушмурун (близ Костаная) в семье старшего султана Аман-Карагайского округа Чингиса Валиханова. Свои детские годы он провёл сначала в Кушмуруне, а потом в Сырымбете – усадьбе своей бабушки Айганым (современная Северо-Казахстанская область). Получил блестящее образование в Омском кадетском корпусе, где проявил выдающиеся способности к языкам, математике, географии.

Валиханов совершил несколько крупных экспедиций по Центральной Азии, Восточному Туркестану, Семиречью, Тянь-Шаню, Иссык-Кулю. Каждое путешествие становилось для него возможностью глубоко исследовать культурную и историческую ткань региона. Он сочетал роль путешественника, учёного и художника. Его дневники полны аналитических заметок, зарисовок, описаний быта, мифологии, архитектуры и обычаев.

Шокан Валиханов заложил основы казахской гуманитарной науки. Его стремление к научному подходу, критическое мышление, внимание к культуре своего народа и уважение к другим цивилизациям делают его фигуру универсальной.

Исследования Валиханова актуальны и сегодня. Его труды опираются на полевые наблюдения, устные материалы, рукописи, хроники и личные интервью. Он часто сопоставлял восточные и западные источники, анализировал мифы и легенды как формы исторической памяти. В своей работе «О происхождении легенды о Томирис и Кире» автор сравнивает античные и тюркские версии предания, предлагая новый, синтетический взгляд на проблему.

Тексты Шокана Чингисовича отличает также глубокое понимание внутренней логики тюркской культуры. В статьях о шаманизме он рассматривает религиозные обряды не как «пережитки», а как живые культурные практики. Его труд «О киргизской народной поэзии» даёт первое научное описание жанров, стилей, поэтики и философии устного народного творчества казахов.

Несмотря на раннюю смерть, он оставил богатое научное и культурное наследие. Особую ценность представляют его этнографические труды: «Киргизское родословие»,  «Записки о судебной реформе», «О мусульманстве в степи», «Этнографическое наследие казахов», материалы по походу в Кашгарию и другие.

Он писал: «Я хотел бы видеть свой народ просвещённым, мыслящим, знающим свою историю и уважающим себя».

Наряду с научной работой Валиханов проявил талант художника. Его зарисовки этнографического характера – изображения казахских юрт, предметов быта, костюмов, пейзажей – стали не только неотъемлемой частью его научных описаний, но и самостоятельными произведениями искусства.

В них прослеживается наблюдательность, тонкое чувство формы и национального колорита. Его графика одновременно достоверна и поэтична, в ней чувствуется уважение к культуре, которую он описывал.

Фигура Шокана Валиханова, обладая исключительным культурно-историческим значением, нашла отражение в живописи, графике и скульптуре. Художники разных поколений стремились передать в его образе сочетание интеллекта, внутреннего благородства и исследовательской страсти. В фондах Областного музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых хранятся такие произведения, как: бронзовая скульптура Ядринцева Л.Т. «Встреча в Семипалатинске Ч. Валиханова с Ф. Достоевским» 1983 года, рисунок акварелью и углём Беляева М.М. «Путешествие в Кашгарию» 2006 года, эскиз Яковлева Н.И. «Портрет Чокана Валиханова» и живописное полотно Сыдыханова А.А. «Чокан Валиханов». В этих работах Шокан предстаёт как личность, стоящая на пересечении культур, наук и эпох; как символ диалога Востока и Запада, традиционного и нового; как мыслитель, наблюдатель и художник, оставивший глубокий след в истории и культуре. Художники, создавая его образ, обращаются не только к внешнему облику, но и к духовной сути, раскрывая его как фигуру, актуальную и сегодня.

Прокрутить вверх