Редкостное сочетание: художник – моряк. Но именно так себя называл выдающийся художник — маринист, после Айвазовского — Алексей Петрович Боголюбов (1824 — 1896), которому в этом году исполняется 200 лет со дня рождения. Русский живописец, крупнейший мастер академической марины второй половины XIX века. Автор подробных воспоминаний «Записки моряка – художника» (опубликованы только в 1996 году), академик (с 1858), профессор (с 1861), действительный член Императорской Академии художеств (с 1893), член Товарищества передвижников (с 1873), инициатор учреждения в Саратове художественного музея (в 1885) и школы (в 1897).
Так уж случилось, что в отличие от Айвазовского, родившегося и выросшего в Феодосии, Алексей Боголюбов в раннем детстве морем не дышал, поскольку жил в отцовском поместье в Новгородской губернии. Любовь к водной стихии оказалась благоприобретенной: отроком он был отдан в Морской кадетский корпус в Петербурге. Со службой Боголюбову повезло — он стал адъютантом вице-адмирала Александра Дурасова и путешествовал с ним по разным странам. Служба службой, но искусство влекло сильнее флотской карьеры, и в 26 лет, в 1849 году, он был принят в Императорскую академию художеств, которую окончил в 1853 году с большой золотой медалью. Насчет специализации сомнений не возникало: морской пейзаж. Причём именно в батальном морском пейзаже Боголюбов и снискал официальную славу. Тут художнику не было равных, поскольку к таланту живописца присоединялась еще и скрупулезность морского офицера, знавшего буквально все про оснастку кораблей и тактику ведения боя.
В год двухсотлетия со дня рождения А.П.Боголюбова, хочется с гордостью напомнить о настоящей жемчужине в коллекции музея изобразительных искусств имени семьи Невзоровых, произведении «Вид Венеции (дворец дожа)» (1855 г.). Находясь под впечатлением, от поездки в Венецию, Боголюбов пишет картину, в которой развивает манеру своего педагога по Академии художеств М.Воробьёва, представляющую перспективно-видовую живопись с типичными для неё чертами: низким горизонтом, параллельностью планов, тёмными силуэтами зданий на светлом вечернем небе. Останавливаясь на изображении исторического центра города, художник знакомит зрителя с особенностями и памятниками архитектуры. Украшением полотна является полнолуние и лунная дорожка, влекущая вглубь большого венецианского Гранд канала. Полотно настолько вдохновляющее, что многие посетители называют его «Венецианская ночь». Художник, невольно затронул лирические струны души зрителя, которые оказались созвучны с живописью мастера.
Дворянин, морской офицер и художник, Алексей Боголюбов обладал даром видеть не только красоту мира, но и людей вокруг. В залах Академии Боголюбов устроил выставку своих произведений в пользу вдов и сирот художников. С 1873 года жил в Париже, только изредка навещая Россию. Но благодаря его инициативе, в Париже создано Общество взаимного вспомоществования русских художников (1877). О его доброжелательности вспоминали и Василий Поленов, и Илья Репин и русские коллекционеры, которым он помогал приобрести произведения западноевропейского искусства — Камиля Коро, Шарля-Франсуа Добиньи, Теодора Руссо.
Алексей Петрович был выдающейся и динамичной личностью. Главным делом своей жизни Боголюбов считал создание первого публичного государственного художественного музея. Этот музей, названный Радищевским в честь деда художника, опального писателя, был открыт в июне 1885 года в Саратове. В основу музея легла личная художественная коллекция Боголюбова и его картины. Для размещения экспозиции было построено специальное здание, в котором и по сей день располагается художественный музей. Наряду с музеем в Саратове была открыта художественная школа имени Алексея Боголюбова. Но открытие этой школы художник уже не дождался…
Хочется, чтобы память об этом замечательном художнике оставалась на долгие годы вместе с благодарностью за творчество, оставленное нам в наследство.