Реставрация двух картин из фонда музея художника Бахтияра Хасановича Табиева (1940-1999),
заслуженного деятеля искусств Казахстана.
«Портрет мальчика» и «Портрет мужчины», пожертвованы музею семьей художника. Банальная история, Алма-атинская мастерская Табиевых подверглась частичному затоплению горячей водой, и некоторые произведения пострадали. Вместе с водой, между портретами и затек столярный клей, и этюды склеились друг с другом, как «сиамские близнецы». При разделении их прежними владельцами фрагменты красочного слоя «Портрета мальчика» остались на обороте «Портрета мужчины» В таком виде они поступили в наш музей.
Картонная основа обоих этюдов, приблизительно на половину от общей площади, пропиталась водой. В результате чего, после высыхания, основа дала усадку и выраженную деформацию. Имеются различные механические повреждения, но это больше касается «Портрета мальчика», второй портрет менее пострадал. Прежде чем восстановить целостность основы, необходимо было аннулировать угрозу утраты красочного слоя и грунта. В реставрационной практике нашего музея мы стараемся использовать не только классические материалы, такие, к, примеру, как осетровый клей, но и инновационные. Карпульный шприц с очень тонкой, эластичной иглой, позволил подвести под приподнявшиеся края кракелюра консолидатор Lascaux498 HV. Этот материал обладает высокой проникаемостью в самые недоступные места отставаний красочного слоя от основы и хорошей адгезией. Дальнейшая укладка и укрепление красочного слоя осуществлялась при помощи разных инструментов и приспособлений. Края рваного, мятого, ломаного, расслоившегося и покоробившегося картона пластифицировались и состыковались. Мелкие утраты между краев восполнялись из картонной трухи, методом «долива» Отломанный угол и другие утраты фрагментов основы восстановлены методом «подведения вставок» из близкого по фактуре и качеству картона. Прилипшие фрагменты красочного слоя «Портрета мальчика» с оборотной стороны «Портрета мужчины», отделены и смонтированы на свои места композиции, при помощи адгезива BEVA-371 FILM. Оставшиеся деформации основы устранены. Оборот картины дублирован «холодным способом» на белый, безкислотный картон, адгезив: дисперсия BEVA D-8. Фактура утраченного красочного слоя имитирована подведением и выравниванием реставрационного грунта под поверхность близлежащих участков авторской живописи. В качестве связующего грунта, использована доделочная масса BEVA® Gesso, наполнитель — мелкодисперсный мел и небольшое количество масляной художественной краски. После удаления поверхностных загрязнений красочного слоя, живопись покрыта реставрационным лаком. Дальнейшее восстановление проведено масляными красками, методом «имитирующей» и «условной» тонировки.
Что касается произведения «Портрет мужчины» — с ним проведен полный комплекс необходимых художественно-реставрационных мероприятий, с применением тех же современных материалов.
Художник-реставратор Рубинчик О.О.